poryadok-na-stole-nuzhnyye-mysli-v-golove

Современные принципы организации рабочего пространства

Новое в дизайне офиса: баланс между целесообразностью и комфортом

Анализ рабочих процессов при проектировании офиса

Что нужно людям?

Планирование офиса

Оборудование и материалы

«Живой офис»: новое решение пространства для работы и жизни.

Новое в дизайне офиса: баланс между целесообразностью и комфортом

В основе любых дизайнерских решений по организации офиса всегда лежит задача по реализации целей компании. Привлечение клиентов, повышение производительности, пропаганда ценностей организации – все эти цели не в последнюю очередь связаны с организацией рабочего пространства, созданием комфортной и значимой среды для работников и посетителей.

Поиски баланса между целесообразностью и комфортом начались еще в девятнадцатом веке, когда образцом офисного здания на долгие годы стал небоскреб. Экономичное использование пространства здесь было главным преимуществом, но с развитием управленческой науки стали очевидны и недостатки: недружелюбная изолированная среда подавляла, снижала эффективность работников. Попыткой расширить функционал офисного пространства стали проекты бизнес центров и бизнес парков. Но необходимость «ходить на работу» по-прежнему интуитивно осознавалась тяжким бременем, вот почему развитие интернета и «удаленный офис» были восприняты как освобождение. Можно ли заключить, что работа по организации офисного пространства больше не нужна?

Скорее наоборот. Сегодня мы переживаем революцию в офисном дизайне, исходя из совершенно новых условий: люди не должны больше ходить в офис, но они хотят туда ходить, их работа нуждается в живом общении и сопричастности с другими людьми, занятыми общим делом.

Старейший лидер офисного дизайна, компания Herman Miller, в 2013 году представила новую концепцию организации офисного пространства: Living Office. Суть концепции заключается в подходе не «извне», а «изнутри». Дизайнер не предлагает стандартный проект, в рамках которого придется существовать людям, а исходя из индивидуальных потребностей и особенностей компании и сотрудников организует пространство, «оживляя» офис, создает растущую и развивающуюся среду. На сегодня компания Herman Miller осуществила сотни проектов Living Office по всему миру, опираясь на анализ шести универсальных рабочих стимулов работника и конкретных условий организации.

Современный проект офиса компании – продукт, складывающийся из философии «Живого офиса», использования высоких технологий в организации пространства и продуманных деталей повседневного функционирования рабочих помещений.

Анализ рабочих процессов при проектировании офиса

Продуктивно работающий офис невозможно создать, опираясь на красивые картинки из журналов. Первой задачей специалиста является анализ технологических процессов, происходящих в организации. Хороший офис должен не только обеспечивать, но и оптимизировать их. Торговая компания, юридическая компания или студия графического дизайна на первый взгляд предъявляют совершенно разные требования к дизайну офиса, но принципы организации пространства для офиса одни и те же. Вся офисная работа в конечном счете сводится к концентрации и общению, соответственно, в каждом офисе нужны зоны для того и другого. Задача дизайнера – найти оптимальный баланс между ними.

Традиционно офисное пространство представлено двумя вариантами: кабинеты или открытое пространство. Коридоры с закрытыми кабинетами уже более ста лет успешно обеспечивают работу многих и многих организаций. Кабинеты проектируются на одного –двух человек или небольшой коллектив (до 6 сотрудников), активно контактирующих между собой, но слабо связанных с другими отделами. Плюсы кабинетного типа: концентрация, стабильность, безопасность. Минусы – минимум общения, неэффективное использование пространства.

Открытые пространства являются полной противоположностью кабинетам: большие помещения с невысокими перегородками вмещают огромное количество рабочих мест. Плюсы открытых пространств: экономичность использования пространства, гибкость, динамичность, прозрачность –каждый на виду у каждого. Отсюда же и минусы: слабая изоляция затрудняет концентрацию, снижает чувство безопасности и комфорта. Менее радикальное решение: открытый офис на меньшее количество людей, с перегородками, визуально его разделяющими. Способствует взаимодействию, сплачивает сотрудников, но проблемы остаются.

В конце прошлого века в Западной Европе, особенно северных странах, получили развитие комбинированные офисы, призванные решить проблемы первых двух типов и развить их преимущества: каждому сотруднику предоставлялось место у окна, отделенное прозрачными перегородками от общей зоны. Минус здесь в том, что такой офис предполагает сложный проект самого здания, осуществить задуманное в любой готовой «коробке» не получится.

Тем не менее, комбинированный офис стал этапом на пути к современному Living Office от Нerman Miller, оптимально сбалансированному по параметрам концентрации и общения.

Что нужно людям?

Место, где работают люди, оказывает огромное влияние на их психологическое состояние, чувство собственной значимости, защищенности, успешности. Специалисты компании Нerman Miller на основе исследований психологов и специалистов по управлению выделили шесть важных для каждого сотрудника стимулов. Каждому из нас свойственны стремление к индивидуальной свободе и к социализации в обществе, и при всей внешней противоречивости дисбаланс в ту или другую сторону делает работника менее счастливым – и менее продуктивным. Вот эти стимулы:

  1. безопасность —очевидно, каждый стремится чувствовать себя защищенным. Это касается как комфортной для здоровья среды, так и информированности, осведомленности о происходящем. Незнание делает нас неуверенными.
  2. автономность — каждый стремится к свободе в действиях и решениях, в рамках своих компетенций, немотивированное давление порождает стресс;
  3. сопричастность — свобода неотделима от общения с другими, возможности получить совет или помощь;
  4. успех — в общении рождается соревновательность, каждый хочет добиться лучших результатов ;
  5. статус — успех подтверждается признанием наших заслуг;
  6. цель — по-настоящему вдохновляет людей участие в чем-то общественно значимом и важном.

Грэг Парсонс, вице-президент Herman Miller по созданию новых проектов Living Office, подчеркивает вдохновляющую и стимулирующую роль новых принципов организации рабочего пространства в инновационных областях, где особенно нужны креативность и творческие способности сотрудников.

На практике это означает создание продуманной планировки, комфортного климата, организации оборудования, эргономичной мебели, рабочих инструментов и так далее для каждого работника и коллектива в целом.

Что нужно иметь в виду в первую очередь?

Планирование офиса

Специалист, создающий план вашего офиса, какого бы размера он ни был, традиционно должен выделить:

  • Рабочее пространство
  • Входную группу
  • Переговорную
  • Служебные помещения.

Как будут организованы каждая из этих зон, зависит от особенностей вашей деятельности, возможностей вашего помещения и множества других факторов. Так, например, современные технологии, позволяющие почти половине сотрудников не присутствовать на рабочем месте постоянно, а работать удаленно, требуют особого внимания при расчете необходимых рабочих мест. Решением могут быть рабочие места на несколько сотрудников, работающих поочередно по расписанию, или универсальные рабочие места, оборудованные всем необходимым. Специалисты Living office разработали 10 типов рабочих зон, среди которых такие, как Haven (Гавань) — достаточно изолированное место для концентрации и интенсивной работы, или зона Jump Space (Батут), где оборудовано несколько свободных рабочих мест.

Зоны для встреч и переговоров в современном офисе расширяются и по функциональному назначению, и по типу общения, и занимают все больше места: ведь именно обмен информацией стал во главу угла современного офиса. В Living office, например, предусмотрены зоны Cove (Бухта) и Landing (Пристань), которые используются для короткого продуктивного общения между сотрудниками. Для совместной работы над ограниченными по времени проектами предназначены Clubhouse (Клуб) и Workshop (Мастерская.

В пространстве Meeting Space (Место встреч) возможны презентации и коллективное обсуждение, Forum (Форум) оборудован и создан специально для презентаций. Современные семинары и конференции непредставимы без таких средств, как слайд и оверхед-проекторы, флип-чарты и интерактивные доски, мультимедиа-проекторы, плазменные панели, графические стены, и т.д.

Не только Herman Miller, но и множество других компаний по всему миру работают над улучшением возможностей общения в офисной среде. За последние годы до 80% всех нововведений в офисах – это новые способы и средства обмена информацией. Работодатели и дизайнеры стремятся стимулировать общение, создавая неформальные зоны, оборудуя удобные помещения для бесед во время перерыва на кофе и т. д.

Оборудование и материалы

Современное офисное здание предполагает наличие сложной системы кондиционирования, контроля освещения, вентиляции, не говоря об электрической проводке и организации компьютерной интернет сети. Еще на стадии проекта должны быть предусмотрены система проводки и настенные короба и шкафы. Модернизируется старое здание или проектируется новое – все системы жизнеобеспечения офиса должны быть разработаны специалистами.

Прошли времена, когда инструментами офисного работника были телефон и дырокол. Большое количество оргтехники требует продуманного размещения. В зависимости от размера компании и рода деятельности, вы можете разместить оборудование в служебных помещениях или обойтись настенными техническими шкафами и выгородить небольшие участки в соответствующих зонах. Во всех случаях необходимо придерживаться нескольких условий:

  • Обеспечение безопасности для здоровья и комфортной работы сотрудников;
  • Обеспечение нормальной работы оборудования и свободного доступа к нему для технического обслуживания и ремонта;
  • Обеспечение сохранности информации и защиты от нежелательного доступа;
  • Обеспечение презентативного внешнего вида помещений без лишней загруженности оргтехникой.

 

Когда все зоны определены, встает вопрос их взаимного расположения. Большая компания или маленькая, в этом вопросе следует придерживаться логики рабочих процессов. Ошибки порождают ненужную беготню с этажа на этаж в большой компании или «мертвые зоны» в небольших помещениях, где ощущается дефицит площадей. Хорошо спланированный проект должен превратить недостатки помещения в преимущества, а не наоборот.

Выбор отделочного материала для пола, потолков, стен и перегородок не только влияет на хорошее самочувствие и продуктивность сотрудников. Все это — средства визуальной трансляции вашей философии, корпоративной культуры, подхода к управлению и способов взаимодействия в коллективе. Глухие стены или прозрачные перегородки, ковровая плитка или холодный линолеум – все эти средства создают у посетителя и работника образ компании, подготавливают взаимодействие на уровне чувств и образов. Это – тема для отдельного разговора, мы рассмотрим ее в ближайших статьях.

«Живой офис»: новое решение пространства для работы и жизни.

Итак, современный офис предлагает особые требования к его планированию и созданию.

  • Основная задача дизайна офиса – стимулирование людей к общению, обмену информацией и творчеству.
  • При проектировании мы исходим «изнутри» — из потребностей сотрудников и организации рабочих процессов, а не «извне» — традиционных общепринятых схем.
  • Новые подходы к управлению определяют организацию пространства: открытость, прозрачность, энергия и гибкость.
  • В создании живого развивающегося офиса необходим баланс между возможностью концентрации и общения, стремлением каждого к свободе и потребностью в сопричастности и работе на общее дело.

Концепция Living office оживляет рабочие офисы. Это новое решение пространства, которое действительно изменяет жизнь людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *